среда, 9 мая 2012 г.

ШТРИХИ К ПОРТРЕТУ Ф.И. КАРАТЫГИНА: ГОДЫ УЧЕБЫ В ЯРОСЛАВЛЕ

Ирина Викторовна АГАШИНА,
заведующая отделом Ярославской областной универсальной научной библиотеки имени Н.А. Некрасова, заслуженный работник культуры Российской Федерации

В книге «Федор Иванович Каратыгин: педагог, ученый, человек, стоявший у истоков МГУКИ» (Москва, 2009. с. 29) есть такие строки из автобиографии видного отечественного библиотековеда: «С 1 октября 1922 года я поступил учиться в Костромской педагогический институт, совмещая учебу с библиотечной работой». Всего одна фраза, всего несколько слов, но за ними – четыре года активной, плодотворной, напряженной работы. Расскажу об ученическом – в большом смысле этого слова – периоде жизни Федора Ивановича.

Но обо всем по порядку. Костромской педагогический институт, куда поступил учиться Федор Иванович, был образован в августе 1921 года вследствие объединения педагогического факультета рабоче-крестьянского университета с Институтом народного образования. Новый вуз разместился в здании бывшего Дворянского собрания, ныне здесь Романовский музей. Преподавали как известные профессора рабоче-крестьянского университета, открытого еще в ноябре 1918 года (Меньков, Лавров, Чепурновский), так и профессора Московского университета (Радциг, Жуковский, Анисимов и другие).

В 1920-е годы, когда в стране складывалась сеть высших учебных заведений, по отношению многих вузов ставился вопрос о целесообразности их существования. «Весной 1924 года предположены к закрытию или преобразованию в Пединститут Практические институты народного образования, и в числе их – Костромской. Костромичи сделали заявку на предпочтительное право Костромы перед Ярославлем на Пединститут» (Суворовский А.М. К истории Ярославского педагогического института (1918-1924).- Ярославль, 1929.- С. 45). Но ярославскому педвузу удалось отстоять себя. В вихре перемен ярославская высшая педагогическая школа доказала свою жизненность и стойкость.

Костромской педагогический институт был закрыт по целому ряду причин. Это и тяжелые годы НЭП и как следствие – недостаток средств на развитие вуза, это и возникающие сложности с приездом сюда московских преподавателей. А Ярославль – в то время крупный торгово-промышленный центр Верхнего Поволжья – имел все предпосылки для укрупнения своего высшего педагогического учебного заведения. Ярославский пединститут становится территориальным педвузом: кроме Костромы педагогический вуз был ликвидирован также и в Иваново-Вознесенске, а студенты этих вузов стали студентами ярославского педагогического института. Так Ф.И. Каратыгин, обучавшийся в Костромском педвузе, волею судеб оказался связан с Ярославлем. Около трех лет, совмещая учебу и работу в качестве заведующего центральной библиотекой Костромы, проучился Федор Иванович в ярославском педагогическом институте.

Сегодня это Ярославский государственный педагогический университет имени К.Д. Ушинского – одно из старейших педагогических высших учебных заведений России. История университета – длительная и яркая – насчитывает более ста лет назад. 7 декабря 1908 года в Ярославле был открыт учительский институт. В декабре 1918 года институт преобразован в педагогическое высшее учебное заведение. Затем последовал еще ряд преобразований. В январе 1922 года институт объединился с Ярославским университетом, образовав в нем педагогический факультет. А в августе 1924 года университет был преобразован в педагогический институт. Таким образом, в 1920-е годы педагогический институт стал главной и единственной высшей школой региона, крупнейшим образовательным центром.

В 1920-е годы большинство педагогических вузов должны были стать «центрами педагогической мысли», которые бы «направили свои усилия на сближение педагогических институтов со школой, средним педагогическим образованием, на переподготовку учительства, а также на участие в просветительской работе среди населения». (Тишко А.Б., цит. по кн.: Формирование успешного человека: стратегия и тактика: материалы чтений К.Д. Ушинского.- Ярославль, 2007.- С. 10).

Именно в эти годы вуз достиг больших успехов в подготовке кадров учителей высокой квалификации. Здесь имелось учебное оборудование, корпуса, сложились собственные кадры преподавателей. С первых лет существования вуза уровень преподавательского состава был очень высок, студентов обучали, без преувеличения, лучшие педагогические кадры страны. Помимо института преподаватели работали в других, преимущественно высших учебных заведениях: так, десять человек состояли профессорами в Ярославском государственном университете и одновременно пятеро из них преподавали в Московском университете, двое являлись профессорами Ярославского отделения археологического института, из них один состоял также профессором Московского археологического института. Преподавали в вузе и костромичи; профессор В.И. Лавров, бывший ректор Костромского педвуза, читал здесь политэкономию, профессор Е.М. Чепурновский – астрономию.

Система обучения в вузе отличалась от современной. Студенты сами определяли режим своей работы. Во время экзаменационной сессии студенты могли самостоятельно в течение месяца устанавливать срок сдачи трех экзаменов. Напомним, что заочной формы обучения в 1920-е годы не существовало. Ярославский педагогический институт начал заочное обучение с февраля 1931 года, но многие студенты, так же, как и Федор Иванович, учились без отрыва от производства. В 1920-е годы срок обучения студентов составлял четыре года. Первый курс был общеобразовательным, со второго курса обучение велось по специальности, выбранной студентами.

В 1920-е годы подготовка учителей истории осуществлялась на общественно-экономическом отделении института. До 1926 года его работой руководила общественно-экономическая комиссия, которую первое время возглавлял профессор В.Н. Бочкарев (1924–1930). Именно на общественно-экономическом отделении вуза учились Ф.И. Каратыгин, а также его будущая жена – Е.М. Разумовская, которая по причине болезни закончила вуз гораздо позже, в 1932 году. Однокашником Ф.И. Каратыгина был и Павел Михайлович Богачев (1902-1962), библиотекарь и общественный деятель, который в 1953-1959 годы был директором Государственной библиотеки имени В.И. Ленина (ныне Российская государственная библиотека). Дружеские связи, сложившиеся в институте, Ф.И. Каратыгин и П.М. Богачев поддерживали на протяжении всей жизни.

Становление советской исторической науки обусловило пересмотр учебных планов и программ в соответствии с марксистско-ленинским учением о развитии общества. Значительное место в преподавании было отведено дисциплинам, призванным формировать историко-материалистическое мировоззрение студентов. Студентам читались курсы «Советское хозяйство и экономическая политика», «История ВКП(б)», «История ВЛКСМ», «Основы ленинизма», «Исторический материализм», «Основы политэкономии», «История России в период крепостного хозяйства», «История России в период капитализма», «История Западной Европы в период капитализма», «Источниковедение», «История местного края», а также педагогические дисциплины.

В 20-е годы XX века основным направлением работы Ярославского пединститута можно назвать общественно-педагогическую работу, кроме того вуз выполнял функции координационного, консультационного, методического и практического центра. Именно в эти годы от преобладающего метода занятий – лекционного – вуз переходит к семинарскому типу; в 1923 году впервые вводятся дипломные работы, намечаются первые штрихи производственной практики студентов. Студенты учились с интересом, посещали даже необязательные занятия, активно участвовали в работе студенческих кружков. В 1925-1927 годы институт окончили 332 выпускника (Ярославский педагогический вестник: научно-методический журнал.- 1998.- № 4.- С. 35). В числе студентов, закончивших вуз в 1926 году, был и Ф.И. Каратыгин.

В архивах его дочери профессора Московского государственного университета культуры и искусства, доктора педагогических наук Т.Ф. Каратыгиной бережно хранится свидетельство, выданное Каратыгину Федору Ивановичу в том, что он «окончил полный курс по социально-экономическому отделению в 1926 году и сдал все зачеты по учебным планам и программам социально-экономического отделения Ярославского индустриально-педагогического института в период четырехлетнего обучения, т.е. с 1922 года по 1926 год, что и удостоверяется».

То обстоятельство, что Федор Иванович закончил историко-экономический факультет, определило успешность его последующей практической и научной деятельности, связанной с организацией работы библиотечных объединений Поволжья, а также с научным исследованием истории технических библиотек в СССР.

В 2005 году Татьяна Федоровна Каратыгина осуществила свою давнюю мечту приехать в Ярославль и увидеть город, связанный с именем отца. В этой поездке-экспедиции ее сопровождала Мария Ивановна Комарова, директор Уренской центральной районной библиотеки, заведующая открытым при библиотеке музеем ученого-просветителя Ф.И. Каратыгина. Прежде всего они посетили главный корпус педагогического вуза на улице Республиканской, бывшей Духовской, улице. Зданию Ярославского педуниверситета больше двухсот лет, до революции его занимало женское Ионафановское епархиальное училище. Размещенная здесь фундаментальная библиотека университета достойна отдельного описания, о ее богатствах в городе всегда ходили легенды. Уже тогда, в первые десятилетия своего становления, по объему и качеству фондов, собранию книг и документов библиотека занимала третье место среди вузовских библиотек – после московских и петербургских.

Библиотека и сейчас имеет тот же вид, что и в 1920-е годы, когда здесь учился студент Ф.И. Каратыгин. Былое величие сохранил бывший читальный зал редкого фонда: письменные столы, украшенные львиными мордами, узкие кабинетные часы, старинное зеркало в резной оправе. Возможно, именно в этом зале читал Ф.И. Каратыгин «Историю Пелопонесских войн» Фукидида (1540), «Сонеты и канцоны» Петрарки (1553) или «Российскую грамматику» Ломоносова, вышедшую при жизни великого автора. Это самые старые из редких изданий библиотеки. С преобразованием педагогического факультета университета снова в педагогический институт начинается новый этап в работе фундаментальной библиотеки. Общий фонд библиотеки к концу 1924 года составил около 200 тысяч книг. Библиотека занимала помещение площадью 781 квадратный метр с читальным залом на 60 мест. Интересный факт: именно в эти годы в вузовской библиотеке работала Е.М. Разумовская, супруга Федора Ивановича Каратыгина.

В настоящее время директором библиотеки является Ю.И. Майоров. Во время приезда в Ярославль Т.Ф. Каратыгиной и М.И. Комаровой удалось встретиться с ним. Юрий Иванович оказал гостям теплый прием. Он рассказал много интересного как о самом вузе, так и об уникальной вузовской библиотеке, а также подарил книги об истории Ярославского педагогического университета имени К.Д. Ушинского, которые пополнили экспозицию музея Ф.И. Каратыгина в Уренской библиотеке.

Завершая рассказ о студенческом периоде жизни Ф.И. Каратыгина, еще раз подчеркнем, что годы учебы Федора Ивановича в Ярославском педагогическом институте под руководством блестящих педагогов были годами серьезных, интенсивных, углубленных занятий, активно способствовали становлению будущего руководителя-практика, с одной стороны, и ученого-исследователя, выдающегося теоретика библиотечного дела с другой.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.