воскресенье, 6 мая 2012 г.

СТОЯВШИЙ У ИСТОКОВ МГУКИ

Галина Александровна ИВАНОВА,
профессор кафедры литературы и библиотечной работы с детьми и юношеством Московского государственного университета культуры и искусств (МГУКИ), доктор педагогических наук, заслуженный работник культуры Российской Федерации

Имя Федора Ивановича Каратыгина – педагога, ученого, человека, стоявшего у истоков Московского государственного университета культуры и искусств, хорошо известно в нашей стране и за рубежом. Его многогранная деятельность отражена в Библиотечной энциклопедии, в ряде книг и статей, в кандидатских диссертациях. На его родине – в центральной библиотеке Уренского района Нижегородской области создан музей, не имеющий аналогов в мире, потому что он посвящен человеку библиотечной профессии – Ф.И. Каратыгину. Благодаря его дочери – профессору МГУКИ Т.Ф. Каратыгиной и тем людям, с которыми Федор Иванович общался профессионально, мы узнаем о многотрудном и опасном жизненном пути ученого, о его становлении как крупнейшего теоретика и выдающегося организатора, библиотекаря-практика и библиотековеда-педагога.

Следует отметить, что жизненный путь Ф.И. Каратыгина непосредственно связан с педагогикой и библиотечным делом. Он являлся выпускником Кукарской учительской семинарии Казанского учебного округа, закончил Костромской педагогический институт. Свой трудовой путь начал в 1912 году учителем села Байтуган Бугурусланского уезда Самарской губернии, а затем был переведен на должность заведующего двухклассным училищем в пригороде Сергиевск. Т.Ф. Каратыгина отмечает, что «о своей учительской карьере Федор Иванович всегда вспоминал с теплотой, удовольствием и добрым юмором. В частности, с некоторой гордостью живописал он, как трепетно относились к нему окружающие, когда он учительствовал, как считали его чуть ли не главным человеком в округе». Высокий авторитет молодой народный учитель снискал и у своих учеников. Важный аспект его педагогической деятельности – это приобщение детей к книжной культуре. Он хорошо знал и любил творчество В.Г. Короленко, любил перечитывать прозу Н.С. Лескова, И.С. Тургенева, В.М. Гаршина, и эту любовь, несомненно, передавал своим питомцам.

В 1925 году Ф.И. Каратыгин был выдвинут на должность заведующего Костромской губернской библиотекой. С этого времени он являлся председателем Губернского библиотечного объединения, активным участником поволжских съездов, конференций, совещаний библиотечных работников. Большой интерес вызывает работа Ф.И. Каратыгина как руководителя «библиотечного похода» по Костромскому округу, целью которого было привлечение в библиотеки читателей-рабочих и малограмотных. И цель была достигнута: свыше двух тысяч рабочих и 800 малограмотных стали читателями библиотек.

Работая в Костроме, Федор Иванович занимался не только библиотечной практикой, но и являлся одним из ведущих преподавателей библиотековедения. Он вёл педагогическую работу на курсах, семинарах библиотечных работников в Губернской партийной школе, на библиотечном отделении местного педагогического техникума, преподавал курс «Библиотечное дело». Вплоть до 1930 года Федор Иванович выступает как организатор помощи библиотек начальному и внешкольному образованию, как теоретик самообразования. Он создал несколько методических пособий, в которых наметил пути к самостоятельному повышению образовательного, идеологического и культурного уровня обучающихся.

Новый этап в жизни Ф.И. Каратыгина начался в 1930 году, когда он по предложению Н.К. Крупской был откомандирован из Костромы в распоряжение Наркомпроса и назначен заведующим учебной частью Высших библиотечных курсов Института библиотековедения, который возглавляла Л.Б. Хавкина – ученый с мировым именем. Работа Федора Ивановича в этом институте и предшествующий педагогический и библиотечный опыт явились залогом его активного участия в создании Московского библиотечного института (МБИ), где он начал трудиться в конце 1930 года. Семь лет Ф.И. Каратыгин был заведующим учебной частью и помощником директора института.

В период становления МБИ возникало множество разнообразных проблем: необходимо было разрабатывать концепцию подготовки библиотечных специалистов, формировать профессорско-преподавательский состав, решать проблемы набора студентов, составлять учебные планы, создавать методическое обеспечение учебного процесса, заниматься вопросами формирования материально-технической базы института. С большим энтузиазмом и пониманием социальной значимости проблемы подготовки библиотечных кадров, с глубоким профессиональным знанием библиотечного дела и педагогики участвовал Ф.И. Каратыгин в решении этих и многих других сложнейших вопросов.

Особо следует отметить пристальное внимание Ф.И. Каратыгина к подготовке профессиональных кадров для работы с детьми. При его участии в 1933 году было создано отделение детских библиотек, а в 1934 году открылась кафедра детской литературы и библиотечной работы с детьми. Как талантливый педагог, Ф.И. Каратыгин прекрасно понимал необходимость особой подготовки специалистов для библиотечной работы с детьми и всячески содействовал этому. В самом начале деятельности вуза выделялись три направления подготовки библиотечных кадров:
- организационно-инструкторское (подготовка руководителей библиотек и библиотечных инструкторов при отделах народного образования);
- библиотечной работы с детьми;
- педагогическое (готовящее преподавателей специальных дисциплин для библиотечных техникумов);

Немалая заслуга Ф.И. Каратыгина в том, что среди направлений подготовки студентов было выделено как особое именно библиотечная работа с детьми. В 1935 году состоялся первый выпуск таких специалистов, а дипломы выпускникам вручала Н.К. Крупская.

Это направление получает своё развитие и в настоящее время. Коллектив кафедры литературы и библиотечной работы с детьми и юношеством МГУКИ с благодарностью вспоминает вклад Ф.И. Каратыгина в становление подготовки библиотечных кадров для работы с детьми.

Являясь одним из ведущих организаторов высшего библиотечного образования, Ф.И. Каратыгин большое внимание уделял научно-исследовательской и педагогической деятельности. Особенно плодотворным с этой точки зрения было последнее десятилетие его жизни, кода он вновь после вынужденного перерыва стал работать в должности доцента МБИ. В 1947 году Федор Иванович защитил кандидатскую диссертацию «Типы и сеть технических библиотек в СССР», в которой обобщил огромный мтериал, накопленный им в процессе практической работы в Государственной научной библиотеке (ГНБ). Эта работа ознаменовала новое направление исследований – изучение деятельности специальных библиотек, обоснование путей оптимизации их развития.

Много сил и творческой энергии Ф.И. Каратыгин отдавал учебно-воспитательной, научно-исследовательской, общественной работе. Он преподавал курс «Организация и управление библиотечным делом», готовил рукописи первого учебника по общему библиотековедению, исследовал общетеоретические вопросы отечественного библиотековедения, был ученым секретарем Библиотечной комиссии Министерства высшего образования. Его ученик – заместитель Министра культуры СССР В.В. Серов вспоминал: «Я имел возможность наблюдать за широтой научных интересов и огромной работоспособностью Федора Ивановича. Он выступал с научными докладами на кафедре, на совещаниях и семинарах библиотекарей и преподавателей библиотечных кафедр в Министерстве культуры РСФСР, на совещаниях библиотекарей в различных областях. В это же время он руководил важнейшими экспериментами по планированию библиотечного дела в районах и был тесно связан с практиками в ряде областей России, писал и выпускал свои книги и статьи, которые имели и теоретическое, и практическое значение. Одновременно вместе с ведущими учеными института он работал над учебниками по организации и планированию библиотечного дела, по истории библиотек. И при этом он постоянно читал лекции студентам, помогал аспирантам».

Глубокой благодарностью к вузовскому педагогу пронизаны также воспоминания о нём К.Н. Михайлова, П.Н. Кузнецова, И.В. Морозовой, В.Г. Сидорова других впоследствии известных российских специалистов. А вот что писал о Федоре Ивановиче его бывший студент, коллега из Китая Чжао Шилян: «На втором курсе мы стали слушать лекции Федора Ивановича. Казался он нам очень добрым человеком, читал лекции, буквально беседуя с нами. Всегда он держал контакт со слушателями, и каждый из нас чувствовал, что он как бы постоянно смотрит тебе в глаза. Объяснял он всегда понятно, просто и очень близко к сердцу. Это его отличительная черта, и поэтому все мы его уважали от души».

Чему же мы можем поучиться у Ф.И. Каратыгина? Прежде всего, конечно, организации выездной производственной практики студентов. В1950-1953 годы Ф.И. Каратыгин руководил практикой четверокурсников в Горьковской областной библиотеке, с которой у него были многолетние деловые связи. Во время практики он изучил состояние библиотечной работы в одном из районов Горьковской области, составил трехлетний план его развития. При этом и студенты вовлекались в реальную творческую работу. Так, бригадой практикантов был составлен перспективный план развития сети библиотек в Лукояновском районе. Студенты в присутствии руководства областной библиотеки выступали с докладами по различным вопросам, анализировали работу районных библиотек – баз практики. Деятельность Ф.И. Каратыгина как руководителя практики способствовала не только расширению знаний студентов посредством анализа библиотечной практики, но и одновременно содействовала улучшению работы библиотек.

В заключение отмечу, что у современных педагогов высшей школы, у студентов и аспирантов большой интерес вызывает яркая и многогранная деятельность Федора Ивановича Каратыгина – замечательного педагога, ученого и человека, стоявшего у истоков отечественного библиотечно-информационного образования.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.