профессор кафедры технологии автоматизированной обработки информации Кемеровского
государственного университета культуры и искусств, кандидат педагогических наук
«Библиотеки – сердце информационного общества»
– это образное выражение, введенное в оборот Международной федерацией
библиотечных ассоциаций (ИФЛА), очень точно отражает ключевую роль библиотек в
решении стратегических задач по обеспечению доступа каждого человека к
информации и знаниям, возможности пользоваться ими, наиболее полно реализуя
свой потенциал и повышая качество своей жизни. Усиление роли информации и
знаний, стремительное развитие Интернета и информационно-коммуникационных
технологий, характерные для информационного общества, эволюционирующего в
общество знаний, поставили перед современными библиотечными учреждениями
принципиально новые задачи в разрезе каждой их функции. Эффективность
претворения в жизнь этих задач накладывает особые требования к подготовке
библиотечных кадров высшей квалификации как в разрезе содержания обучения, так
и его средств.
Принципиально
новые возможности достижения цели подготовки профессионально и социально мобильных
выпускников вузов создает электронная информационная среда. Повышение
результативности образовательной деятельности в условиях электронной
информационной среды определяется такими важнейшими факторами, как рост
мотивации, интенсификации и индивидуализации обучения. Формирование профессиональных
и общекультурных компетенций, реализуемое с использованием электронной
информационной среды, сопряжено с использованием качественно новых средств
обучения, среди которых определяющее место занимают электронные информационные
ресурсы. Развитие и внедрение в сферу образовательной деятельности
информационно-коммуникационных технологий, в частности, гипертекстовых и мультимедийных
технологий, технологий удаленного доступа и т.п. стимулировало создание учебных
средств нового типа – электронных учебных документов (изданий). Существенный
резерв повышения качества подготовки выпускников высшей школы на базе электронных
учебных документов (изданий) определяется такими их важнейшими преимуществам как:
возможность многомерной навигации по учебному материалу за счет использования
гипертекстовых ссылок, использование различных форм представления информации
(мультимедийность), создание интерактивной обучающей среды, представление
информации на расстоянии и в любое время суток, оперативный целенаправленный
самоконтроль усвоения знаний. Сегодня создание электронных учебных материалов становится
все более характерной чертой вузовского образования. Однако, подготовка
компетентного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в
смежных областях деятельности, квалифицированного работника высшей квалификации
не может быть обеспечена ориентацией только на учебную литературу, в том числе
электронную, не имеющую печатных аналогов.
Реализации
огромного потенциала самостоятельной работы студентов может способствовать
обращение к электронным информационным ресурсам, содержащим научные документы. Особую
ценность среди электронных информационных ресурсов такого рода могут
представлять специализированные Интернет-ресурсы, в частности, специализированные
блоги. В профессиональной библиотечной сфере первым ресурсом такого рода стал
блог, посвященный видному российскому ученому-просветителю, крупному
организатору библиотечного дела, талантливому педагогу высшей школы Федору Ивановичу Каратыгину (1892-1957).
Инициатором этого уникального проекта и разработчиком его концепции стала Татьяна Федоровна Каратыгина, один из
крупнейших библиотековедов страны, ученый и педагог с мировым именем, доктор
педагогических наук, заслуженный работник культуры Российской Федерации,
действительный член Международной академии информатизации, профессор Московского
государственного университета культуры и искусств (МГУКИ). Кроме множества
весомых официальных регалий Татьяна Федоровна от рождения имеет уникальную
особенность: она – дочь Федора Ивановича Каратыгина, представитель славной
библиотечной династии Каратыгиных. Блог зарегистрирован в Интернете в 2009
году. С каждым годом ресурс растет, пополняясь новыми и новыми заслуживающими
самого пристального внимания материалами, которые являются результатом творчества
многих авторов. Основным компонентом контента блога являются тексты первичных
документов, органично дополненные фотоматериалами, в том числе раритетного
характера.
Посетители
блога могут получить надежное представление о потоке печатной продукции, в
которой нашли отражение воспоминания, рецензии и отклики теоретиков и практиков
библиотечного дела о жизни и деятельности Ф.И. Каратыгина. Они отражены в
составе блога в двух рубриках: «Рецензии на книгу Т.Ф. Каратыгиной «Федор
Иванович Каратыгин: педагог, ученый, человек, стоявший у истоков МГУКИ» и
«Полезные ссылки». Только один перечень имен авторов печатных материалов,
представленных в этих рубриках свидетельствует о высоком научном уровне этого
сетевого информационного ресурса, определяющем пристальное внимание к нему разнообразной
аудитории пользователей. Вместе с тем блог содержит материалы,
свидетельствующие о широкой панораме событий, посвященных продвижению научного
и педагогического наследия Федора Ивановича Каратыгина по неформальному каналу.
В числе мероприятий, реализуемых в рамках неформального канала специальные
секции (сессии, чтения) на международных, всероссийских и региональных научно-практические
конференциях, а также отдельные доклады на них; встречи и демонстрации
экспозиций музея ученого-просветителя Федора Ивановича Каратыгина при Уренской
центральной районной библиотеке (заведующая М.И. Комарова, научный консультант Т.Ф. Каратыгина).
Возможности,
которые несет в себе блог, посвященный Федору Ивановичу Каратыгину, с позиций формирования
профессиональных и нравственных качеств молодой плеяды библиотечного
сообщества, могут быть прослежены через рассмотрение его функций. Блог может
рассматриваться как интернет-ресурс с расширенной функциональностью. Важнейшими
функциями блога являются мемориальная, информационная, образовательная,
воспитательная, коммуникативная, просветительская. При этом в контексте каждой
функции могут быть прослежены четкие признаки его идентификации как подлинной школы
профессионализма и нравственности. Мемориальная функция блога направлена на сохранение
для будущих поколений редкостных материалов о жизни и деятельности Ф.И. Каратыгина,
на увековечивание памяти о нем в отзывах современников – свидетелей и очевидцев
знаменательных событий его жизни. Через знакомство с именно этими документами и
сегодняшние, и будущие студенты будут иметь возможность получить представление о
событиях минувших дней не в виде скупых обезличенных строк учебника, а в виде авторских
текстов, несущих личностную оценку и передающих личное отношение к описываемым
событиям ушедшего века. Сущность информационной функции блога заключается в
активном расширении круга людей, вовлеченных в проблематику документов и
мероприятий, связанных с жизнью и деятельностью Ф.И. Каратыгина, в масштабах
не только отечественной, но и зарубежной аудитории. Для всех них блог – это информационный
навигатор по страницам подлинной истории библиотечного дела в стране; источник достоверной
аналитической информации, дающий возможность познакомиться с системой взглядов корифеев
библиотечного дела на ключевые проблемы библиотековедения (и не только). Значительное
расширение, благодаря созданию блога, доступа современной студенческой молодежи
к углубленным профессиональным знаниям библиотечно-информационного профиля,
формируемым по принципу «от первого лица»,– один из важнейших факторов актуальности
самой идеи создания блога с позиций его образовательной функции. В составе его
контента можно найти много не просто интересных, а уникальных, наполненных глубокими
мыслями и чувствами материалов. Именно здесь кроются глубокие корни мотивации обучения,
формирования заинтересованности в дальнейшем расширении знаний, понимания взаимозависимости
между знанием и развитием, осознания силы надежных теоретических знаний в
решении практических проблем современной библиотечно-информационной деятельности.
В разрезе коммуникативной функции анализ контента блога позволяет рассматривать
его как эффективное средство устранения барьеров, препятствующих профессиональной
интеграции как создателей, так и пользователей блога. Создание блога позволяет
наладить активные коммуникации между представителями разных поколений, определяет
возможности виртуального общения студентов с выдающимися деятелями
библиотечного строительства, с которыми студенты региональных вузов не часто
имеют возможности общаться непосредственно. Роль воспитательной функции блога –
передача знаний, которые побуждают нести свет и добро людям; побуждать к профессиональному
росту, к размышлениям о том, какой след в результате их деятельности останется в
душах людей; сверять и уточнять свои морально-этические ориентиры сквозь призму
бессрочных человеческих ценностей. Просветительская функция блога определяется
возможностями не только широкого позиционирования материалов блога как яркого
мобильного средства сохранения наследия Ф.И. Каратыгина, но и продвижения
его идей, способных быть надежными духовно-ценностными ориентирами социальной
адаптации молодого человека в современном мире.
Все
это позволяет утверждать, что блог «Время не властно над именем», посвященный жизни
и деятельности Федора Ивановича Каратыгина,– актуальный и социально значимый проект,
который заслуживает и глубокого уважения, и пристального внимания. Размещенный
на блоге счетчик закономерно свидетельствует о стабильном интересе к нему
пользователей. Безусловно, блог должен жить и развиваться, предоставляя образовательной
деятельности, новые и новые открытия и возможности. И, разумеется, хочется надеяться,
что этот пионерский блог положит начало созданию в России системы
высококачественных доступных сетевых электронных информационных ресурсов такого
типа, открывающих новые горизонты развитию современного высшего образования.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.