среда, 9 мая 2012 г.

БЛОГ О ЖИЗНИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Ф.И. КАРАТЫГИНА – ШКОЛА ПРОФЕССИОНАЛИЗМА И НРАВСТВЕННОСТИ

Надежда Ивановна КОЛКОВА,
профессор кафедры технологии автоматизированной обработки информации Кемеровского государственного университета культуры и искусств, кандидат педагогических наук

«Библиотеки – сердце информационного общества» – это образное выражение, введенное в оборот Международной федерацией библиотечных ассоциаций (ИФЛА), очень точно отражает ключевую роль библиотек в решении стратегических задач по обеспечению доступа каждого человека к информации и знаниям, возможности пользоваться ими, наиболее полно реализуя свой потенциал и повышая качество своей жизни. Усиление роли информации и знаний, стремительное развитие Интернета и информационно-коммуникационных технологий, характерные для информационного общества, эволюционирующего в общество знаний, поставили перед современными библиотечными учреждениями принципиально новые задачи в разрезе каждой их функции. Эффективность претворения в жизнь этих задач накладывает особые требования к подготовке библиотечных кадров высшей квалификации как в разрезе содержания обучения, так и его средств.

Принципиально новые возможности достижения цели подготовки профессионально и социально мобильных выпускников вузов создает электронная информационная среда. Повышение результативности образовательной деятельности в условиях электронной информационной среды определяется такими важнейшими факторами, как рост мотивации, интенсификации и индивидуализации обучения. Формирование профессиональных и общекультурных компетенций, реализуемое с использованием электронной информационной среды, сопряжено с использованием качественно новых средств обучения, среди которых определяющее место занимают электронные информационные ресурсы. Развитие и внедрение в сферу образовательной деятельности информационно-коммуникационных технологий, в частности, гипертекстовых и мультимедийных технологий, технологий удаленного доступа и т.п. стимулировало создание учебных средств нового типа – электронных учебных документов (изданий). Существенный резерв повышения качества подготовки выпускников высшей школы на базе электронных учебных документов (изданий) определяется такими их важнейшими преимуществам как: возможность многомерной навигации по учебному материалу за счет использования гипертекстовых ссылок, использование различных форм представления информации (мультимедийность), создание интерактивной обучающей среды, представление информации на расстоянии и в любое время суток, оперативный целенаправленный самоконтроль усвоения знаний. Сегодня создание электронных учебных материалов становится все более характерной чертой вузовского образования. Однако, подготовка компетентного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, квалифицированного работника высшей квалификации не может быть обеспечена ориентацией только на учебную литературу, в том числе электронную, не имеющую печатных аналогов.

Реализации огромного потенциала самостоятельной работы студентов может способствовать обращение к электронным информационным ресурсам, содержащим научные документы. Особую ценность среди электронных информационных ресурсов такого рода могут представлять специализированные Интернет-ресурсы, в частности, специализированные блоги. В профессиональной библиотечной сфере первым ресурсом такого рода стал блог, посвященный видному российскому ученому-просветителю, крупному организатору библиотечного дела, талантливому педагогу высшей школы Федору Ивановичу Каратыгину (1892-1957). Инициатором этого уникального проекта и разработчиком его концепции стала Татьяна Федоровна Каратыгина, один из крупнейших библиотековедов страны, ученый и педагог с мировым именем, доктор педагогических наук, заслуженный работник культуры Российской Федерации, действительный член Международной академии информатизации, профессор Московского государственного университета культуры и искусств (МГУКИ). Кроме множества весомых официальных регалий Татьяна Федоровна от рождения имеет уникальную особенность: она – дочь Федора Ивановича Каратыгина, представитель славной библиотечной династии Каратыгиных. Блог зарегистрирован в Интернете в 2009 году. С каждым годом ресурс растет, пополняясь новыми и новыми заслуживающими самого пристального внимания материалами, которые являются результатом творчества многих авторов. Основным компонентом контента блога являются тексты первичных документов, органично дополненные фотоматериалами, в том числе раритетного характера.

Посетители блога могут получить надежное представление о потоке печатной продукции, в которой нашли отражение воспоминания, рецензии и отклики теоретиков и практиков библиотечного дела о жизни и деятельности Ф.И. Каратыгина. Они отражены в составе блога в двух рубриках: «Рецензии на книгу Т.Ф. Каратыгиной «Федор Иванович Каратыгин: педагог, ученый, человек, стоявший у истоков МГУКИ» и «Полезные ссылки». Только один перечень имен авторов печатных материалов, представленных в этих рубриках свидетельствует о высоком научном уровне этого сетевого информационного ресурса, определяющем пристальное внимание к нему разнообразной аудитории пользователей. Вместе с тем блог содержит материалы, свидетельствующие о широкой панораме событий, посвященных продвижению научного и педагогического наследия Федора Ивановича Каратыгина по неформальному каналу. В числе мероприятий, реализуемых в рамках неформального канала специальные секции (сессии, чтения) на международных, всероссийских и региональных научно-практические конференциях, а также отдельные доклады на них; встречи и демонстрации экспозиций музея ученого-просветителя Федора Ивановича Каратыгина при Уренской центральной районной библиотеке (заведующая М.И. Комарова, научный консультант Т.Ф. Каратыгина).

Возможности, которые несет в себе блог, посвященный Федору Ивановичу Каратыгину, с позиций формирования профессиональных и нравственных качеств молодой плеяды библиотечного сообщества, могут быть прослежены через рассмотрение его функций. Блог может рассматриваться как интернет-ресурс с расширенной функциональностью. Важнейшими функциями блога являются мемориальная, информационная, образовательная, воспитательная, коммуникативная, просветительская. При этом в контексте каждой функции могут быть прослежены четкие признаки его идентификации как подлинной школы профессионализма и нравственности. Мемориальная функция блога направлена на сохранение для будущих поколений редкостных материалов о жизни и деятельности Ф.И. Каратыгина, на увековечивание памяти о нем в отзывах современников – свидетелей и очевидцев знаменательных событий его жизни. Через знакомство с именно этими документами и сегодняшние, и будущие студенты будут иметь возможность получить представление о событиях минувших дней не в виде скупых обезличенных строк учебника, а в виде авторских текстов, несущих личностную оценку и передающих личное отношение к описываемым событиям ушедшего века. Сущность информационной функции блога заключается в активном расширении круга людей, вовлеченных в проблематику документов и мероприятий, связанных с жизнью и деятельностью Ф.И. Каратыгина, в масштабах не только отечественной, но и зарубежной аудитории. Для всех них блог – это информационный навигатор по страницам подлинной истории библиотечного дела в стране; источник достоверной аналитической информации, дающий возможность познакомиться с системой взглядов корифеев библиотечного дела на ключевые проблемы библиотековедения (и не только). Значительное расширение, благодаря созданию блога, доступа современной студенческой молодежи к углубленным профессиональным знаниям библиотечно-информационного профиля, формируемым по принципу «от первого лица»,– один из важнейших факторов актуальности самой идеи создания блога с позиций его образовательной функции. В составе его контента можно найти много не просто интересных, а уникальных, наполненных глубокими мыслями и чувствами материалов. Именно здесь кроются глубокие корни мотивации обучения, формирования заинтересованности в дальнейшем расширении знаний, понимания взаимозависимости между знанием и развитием, осознания силы надежных теоретических знаний в решении практических проблем современной библиотечно-информационной деятельности. В разрезе коммуникативной функции анализ контента блога позволяет рассматривать его как эффективное средство устранения барьеров, препятствующих профессиональной интеграции как создателей, так и пользователей блога. Создание блога позволяет наладить активные коммуникации между представителями разных поколений, определяет возможности виртуального общения студентов с выдающимися деятелями библиотечного строительства, с которыми студенты региональных вузов не часто имеют возможности общаться непосредственно. Роль воспитательной функции блога – передача знаний, которые побуждают нести свет и добро людям; побуждать к профессиональному росту, к размышлениям о том, какой след в результате их деятельности останется в душах людей; сверять и уточнять свои морально-этические ориентиры сквозь призму бессрочных человеческих ценностей. Просветительская функция блога определяется возможностями не только широкого позиционирования материалов блога как яркого мобильного средства сохранения наследия Ф.И. Каратыгина, но и продвижения его идей, способных быть надежными духовно-ценностными ориентирами социальной адаптации молодого человека в современном мире.

Все это позволяет утверждать, что блог «Время не властно над именем», посвященный жизни и деятельности Федора Ивановича Каратыгина,– актуальный и социально значимый проект, который заслуживает и глубокого уважения, и пристального внимания. Размещенный на блоге счетчик закономерно свидетельствует о стабильном интересе к нему пользователей. Безусловно, блог должен жить и развиваться, предоставляя образовательной деятельности, новые и новые открытия и возможности. И, разумеется, хочется надеяться, что этот пионерский блог положит начало созданию в России системы высококачественных доступных сетевых электронных информационных ресурсов такого типа, открывающих новые горизонты развитию современного высшего образования.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.